Все сговорились против меня: разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам… Лицо моё побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всём том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.
Иов (16: 10, 16, 17)
Итак, почему же в нашем мире столько зла? Человек сталкивается с ним постоянно. В повседневной жизни зло можно заметить везде: им полны выпуски новостей; оно, так или иначе, описывается почти во всех литературных произведениях; мы видим его как в деятельности народов и социальных групп, так и в делах отдельных людей. И, конечно же, мы замечаем зло в самих себе. Просто перечисляя свои поступки, мы можем выделить и более и менее хорошие из них. Как только человек осознаёт, что мог совершить что-либо лучше, он непременно должен сделать вывод о том, что в реальности сделал это хуже. Совершил больше отрицательного, чем положительного. А любое отрицание лучшего и есть зло. Пусть небольшое, легко оправдываемое, но зло. Ведь от количества не меняется суть.
Но, почему же зло вообще присутствует в мире?
В атеизме всё ясно: происходящие события не имеют первоначального личностного источника, и, значит, не правомерно судить о допустимости количественных и качественных характеристик этих событий. В теизме задача сложнее. И если политеизм выходит из затруднений путём введения отрицательных божеств (или их аналогов) делающих зло; то в монотеизме оправдать наличие зла в мире труднее.
Действительно, если Единый Бог создал мир благим, откуда же в нём зло?...
Отвечая с монотеистической точки зрения, можно сказать следующее.
Единый Бог действительно благ. Но в план сотворения мира и людей необходимо (ради адекватности творимого) положены законы, полностью детерминирующие деятельность сотворённого. И если физические тела, по этим законам, созданы непреложными, т. е. не могут сами себя изменять; то духовные существа (люди) наделены свободой. Опуская всем известный христианский догмат о грехопадении, сразу зададимся вопросом: "Почему даже уверовавшие и покаявшиеся люди мгновенно не избавляются от действующего на них зла?" Дело не в том, что Бог из-за своей трансцендентности, якобы ограничивающей его, не может напрямую влиять на жизнь людей. Бог - всемогущ, следовательно, он легко осуществит вышеизложенное. Но достаточно ли одной лишь веры человека, чтобы сразу получить блаженство? Здесь мы встаём перед проблемой многоуровневости мироздания.
Помимо физической, не имеющей личного духа жизни (животные и т. п.), существует множество уровней жизни духовной. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь большую величину пути, отделяющего верующего человека от Бога. И дело не в физическом или временном расстоянии (это несущественно для духа), а в уровне развития духа. Так же как на Земле нельзя поместить гору в спичечный коробок, так и полноту Духа Божьего невозможно вместить в дух человеческий. Невозможно для кого, неужели для Бога? Нет. Он хочет, чтобы созданные им низшие (по отношению к Богу) существа, сами, сообразуясь со свободной волей и верой, постепенно, но наверняка, достигли духовного богоподобия. Для наглядности этого процесса уподобим Бога шахматисту, верующего - пешке, мир (с присутствующим в нём злом) - шахматной доске. Как известно, доходя до противоположного края доски, пешка обретает права ферзя (человек - избавляется от зла). Чтобы начать движение, пешке нужно хотя бы "осознать" эту заманчивую возможность (человеку - поверить в Бога). Далее, чтобы не блуждать по полю и, в конце концов, не сгинуть, в тяжёлой борьбе с другими фигурами (для человека - испытаниями); пешке нужно "узнать" где находиться противоположный край поля и как к нему добраться (человеку - знать и соблюдать заповеди Бога). Затем, пешка начнёт двигаться по верному пути и в итоге, конечно с помощью шахматиста (Бога), достигнет желаемого. Шахматист может сразу поставить пешку на последнюю клетку поля, но тогда он нарушит правила игры (Бог нарушит им же созданные законы мироздания). Кроме того, пешка не получит "опыта" игры (человек не отстоит и не проявит свою веру). А теперь посмотрим на мир глазами пешки: то что кажется нам белыми и чёрными квадратами, для пешки - различные препятствия (для человека - радость и горе); кажущиеся нам маленькими другие фигуры на поле, для пешки - жизненно важные союзники или смертельные враги (для человека - проявления добра и зла). И так далее… Но, в отличие от пешки и шахматиста, человеку дано понять (хоть и частично) составленные для него Богом планы, а Бог очень заботиться о человеке, постоянно способствует его духовному прогрессу. И, тем не менее, так же как пешке её доска "кажется" единственным миром, наполненным "злыми" фигурами; так и человек, живущий в физическом мире и ослеплённый им, воспринимает многое как зло. Мыслящий штампами и мифами, неспособный подняться над повседневностью, человек ставит "на одну доску" и мешающие ему "злые фигуры" и "шахматиста".
Мы умиляемся древним народам, поклонявшимся равнозначным богам Солнца и Луны, потому что знаем: по своему значению в Солнечной системе, Луна несопоставима с Солнцем. Но, не мы ли признаём зло (дьявола) полноценным антагонистом добра (Бога)?
Находясь у подножия Египетской пирамиды, мы увидим её как угловатую, асимметричную, нелепую, "злую". Увидим и некоторые треснувшие, рассыпавшиеся блоки. Но стоит нам отойти, и нашему взору откроется чудесная картина: ровный, стройный и неповторимый шедевр архитектуры! И мы сможем понять: все рассыпавшиеся блоки так малочисленны и малы, что не могут испортить картину.
Подобно этому и земное зло, кажущееся нам таким мощным и повсеместным, не более, чем несовершенная область нашего малого и несовершенного мира. Эта область, - противостоять и исправить которую (стоит только захотеть), нам всегда поможет Бог, действующий через наш дух.
Из эссе А. С. Иванова "Краткая теодицея", 2004 г.